Эстрадный вокал и исполнитель: кто кого играет?

            Эстрадное вокальное пение можно охарактеризовать как промежуточное между академическим и народным вокалом.

      Но главная разница состоит из задач эстрадного исполнителя, которые отличаются от задач академического или народного певца. Академические или народные исполнители всегда работают в рамках канона, чего нельзя сказать об эстрадном жанре. Таким образом, в эстрадном вокале можно говорить о поиске неповторимого голоса вокалиста.
        Следует отметить, что эстрадный вокал представляет собой так называемое «смешанное голосообразования», которое может быть организовано по-разному (например, с доминирующим фальцетным или грудным типом звучания). Такой голос богатый обертонами, насыщенный, имеет много свойств тембра. Это характеризует такое качество, как опознание эстрадного исполнителя по голосу. Эстрадный вокал предусматривает артистическое исполнение произведения, поэтому обычно эстрадные исполнители поют «микст» - используют приемы мелодикламации, речитатива и др. Учитывая эволюцию эстрадной музыки, можно отметить, что, начиная с XX века, эстрадный вокал занял среди других поджанров доминирующее положение на концертной сцене. Нераздельность процессов создания и выполнения оказывается в свойственной динамическим искусствам импровизационности. Первобытные поэты, композиторы и хореографы зачастую выступали как исполнители своих же творений.
     Исполнительский язык является языком сердца исполнителя, которым он общается со зрителем. Используется оригинальный авторский текст, наполненный оттенками и нюансами личного отношения, восприятие и мироощущение. Эти оттенки у каждого исполнителя неповторимые и зависят от глубины его собственной духовности. Под исполнительским языком понимается совокупность выразительных средств, арсенал возможностей, которые на данном этапе развития цивилизации имеет система искусства. Выразительные средства исполнителя - это тонкие, порой трудно уловимые для осознания инструменты - такие как интонация, тембр, жест или мимика, в которые можно вложить свое индивидуальное отношение к действию, мысли или чувства. При этом, безусловным является безоговорочное подчинение исполнительной языка исключительно художественным целям, а именно - интерпретации художественного образа. Интерпретация как способ художественного истолкования произведения - это результат исполнительской деятельности, появляется в процессе сообщения времен: исторического и настоящего. Этот термин вошел в обиход в середине девятнадцатого века, и сегодня он является основным понятием в отношении исполнительского искусства.
         В музыкальном искусстве исполнитель является посредником между замыслом композитора и аудиторией. Исполнитель всегда будет интерпретатором замысла композитора. Этот замысел он проносит через собственное видение, и в певческой исполнительстве это особенно ощутимо. Ведь передача идейно-художественного содержания музыкального произведения происходит здесь средствами певческого голоса, является инструментом выражения человеческой души.

Автор: А. Макарова